МКУ «Управление культуры и архивного дела» МО «Северо-Байкальский район»
официальный сайт

Как в социальных сетях вовлекают детей и подростков в деструктивные группы

     Сегодня серьезную угрозу жизни и благополучию детей и подростков представляет опасный контент в сети Интернет. Ежедневно в социальных сетях службы информационной безопасности выявляют тысячи сообществ с участием несовершеннолетних, пропагандирующих деструктивные формы поведения (агрессия, употребление наркотических средств, терроризм, доведение до суицида и прочее).

     По данным статистики системы мониторинга известно, что деструктивному воздействию подвергаются в Интернете семь миллионов подростков, а прирост вовлеченности, например, по теме наркотиков, убийств, травли и суицида, составляет два миллиона пользователей в год. Так же, система считает вовлеченными участниками групп тех, кто поставил лайк, сделал репост или прокомментировал опасный контент. Омечено, что так называемая «воронка вовлечения» устроена таким образом: на ее верхнем уровне отсутствует запрещенный контент, вместо этого, как правило, есть привлекательные фото, видео или призывы общего характера. Затем создатели групп, исходя из того, что заинтересовало подростка (наркотики, насилие и пр.), вовлекают его в дальнейшие действия, закрытые чаты, а после этого действия переходят в офлайн.

     Подавляющее большинство подростков и молодежи уверены, что лично с ними, никогда ничего плохого в сети Интернет не произойдет. Но, к сожалению, они ошибаются, так как подход к каждому человеку при вербовке подбирается индивидуально и профессионально. И происходит это примерно так. На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет» или фразу «кто ты» с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, который затем продолжает переписку с потенциальной жертвой.

     Дальнейшие действия разворачиваются по следующему сценарию. Вначале с подростком просто знакомится приятный человек (мотиватор), с которым у него, как окажется далее, есть общие интересы или увлечения или просто совпадают взгляды на жизнь. Этот новый знакомый будет настолько хорошо его понимать, что вполне способен стать ему другом, любимым человеком или даже учителем.

Организаторы или те, кто «ведет» группу, подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают «поворачивать» сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. В ход идут различные приемы и технологии влияния, и происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге подростка понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет.

Далее идет погружение в определенный контент (депрессивный, агрессивный, экстремисткий и т. д.), приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит девальвация (обесценивание) ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различие хорошего и плохого.

     Активно формируется определенная информационная среда. Здесь интернет-технологии применяются во всем многообразии. Предлагаются ссылки на сайты разного деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы (демотиватор отличается безысходностью и безнадежностью, имеет негативный смысл), рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку (юноше, девушке), «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.

Почему подвержены риску вовлечения именно несовершеннолетние? Вербовщики опираются на их возрастные психологические особенности, слабую, неустойчивую психику, повышенную внушаемость, низкую самооценку; неумение взаимодействовать с окружающими, трудную жизненную ситуацию (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон и др.); отсутствие духовного воспитания, недостаточный уровень гуманитарного образования. Предпосылками вовлечения являются также неопытность, недостаточная ответственность, переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания.

     Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие через Интернет. Главное, что мы должны понимать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.

Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет-рисками необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является участие родителей в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, так называемый «онлайн мир» ребенка. Необходимо учить ребенка правилам безопасного поведения, в том числе в сети Интернет. Так вы научите его нести ответственность за собственную безопасность. Важно учить критически мыслить, создавать для ребенка возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения. Впоследствии в других ситуациях он сможет проявлять инициативу, быть ответственным, противостоять негативному воздействию со стороны других людей.

     В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если несовершеннолетний обучающийся сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом!

Полиция России: 02 (102, 112)

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Северо-байкальский район», 47- 735

Единый общероссийский номер телефона доверия для детей, подростков и родителей:

8-800-200-01-22

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «РЕБЕНОК В ОПАСНОСТИ» Следственного комитета Российской Федерации,

8-800-200-19-10

 

 

Секретарь межведомственной комиссии                                                                          Е. В. Башкина

по профилактике преступлений и правонарушений

при администрации МО «Северо-Байкальский район»                    

0.0216 s - время на запросы к базе данных
22 - запросов к базе данных
0.2908 s - время на работу PHP скриптов
0.3124 s - общее время на генерацию страницы
cache - источник содержимого (база или кэш)