МКУ «Управление культуры и архивного дела» МО «Северо-Байкальский район»
официальный сайт

Все поправки в Конституцию простыми словами

В понедельник, 20 января, Президент России внёс на рассмотрение Госдумы законопроект о поправках к Конституции. Перечислены ранее озвученные Путиным в послании Федеральному Собранию изменения. В частности, в документе прописаны запрет на занятие должности главы государства более двух сроков, запрет на иностранное гражданство и вид на жительство для высших должностных лиц. Как уже высказались эксперты, самые значимые среди предлагаемых поправок - предложения о статусе Госсовета, утверждении правительства и процессе восстановления суверенитета страны.

Как уже говорилось, представлять главу государства при рассмотрении предложенного законопроекта в российском парламенте будут Андрей Клишас, полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном суде Российской Федерации и Генеральной прокуратуре, Павел Крашенинников, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, а также Талия Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России.

Суть поправок

Основной закон России должен гарантировать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не менее величины прожиточного минимума, а также регулярную индексацию пенсий. С этой целью будут внесены соответствующие поправки в статью 75 (о финансовых обязательствах государства) Конституции России.

Обязанность российского правительства обеспечивать исполнение этих обязательств предлагается закрепить соответствующими поправками в статью 114 Основного закона страны. Такие предложения были сделаны членами рабочей группы.

Также предлагается изменить статью 81 Конституции России. Речь идёт об ограничении полномочий главы государства двумя сроками по шесть лет каждый. Из статьи исчезнет фраза "подряд".

Президентом может быть избран любой гражданин России старше 35 лет, который постоянно проживает в стране в последние 25 лет. Исключение делается для территорий, которые вошли в состав Российской Федерации.

Государственные должности в стране не могут занимать лица с двойным гражданством либо видом на жительство в иных странах.

Изменения в формировании и отставке правительства

В своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин анонсировал принцип, по которому все министры утверждаются не президентом, а Государственной Думой. Глава государства не сможет эти кандидатуры отклонить. Исключением являются главы силовых ведомств.

Благодаря поправкам у президента появится возможность отправлять в отставку только премьер-министра, а не все правительство целиком. То есть процедура отставки главы правительства станет более простой, при этом набор его полномочий остаётся прежним.

Таким образом, процедура формирования правительства страны станет более объёмной: по представлению премьер-министра Госдума будет утверждать вице-премьеров и глав не силовых министерств. Силовые же министры назначаются президентом после проведения соответствующих консультаций с Советом Федерации.

Кандидатуры на должность председателя Конституционного суда, его заместителя и судей, а также председателя Верховного суда, его заместителя и судей глава государства будет представлять на рассмотрение Совету Федерации, который будет утверждать генпрокурора.

Кроме того, в поправках предусматривается сокращение состава КС с 19 до 11 судей, но при этом Конституционный суд может получить право проверять конституционность законов до их подписания главой государства.

Для кандидатов на должности губернаторов и министров вводится возрастной ценз: они должны быть не моложе 30 лет.

Приоритет российского законодательства над международным

В Основном законе страны предлагается прописать норму, согласно которой "все решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации".

Кроме того, Россия сможет принимать участие в различных межгосударственных объединениях и даже передавать им часть своих полномочий, но только до того момента, пока это не станет препятствием на пути прав и свобод человека и не будет противоречить Основному закону России.

Роль  и статус Госсовета

В поправках, предложенных Владимиром Путиным, не только закрепляется сам статус Госсовета, но и предусматривается, что глава государства будет его сам формировать. Это необходимо для того, чтобы обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.

Также это важно для определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

В настоящее время Госсовет представляет собой исключительно совещательный орган. В его задачи входит содействие реализации полномочий президента страны в вопросах обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти. До сих пор основные направления внутренней и внешней политики страны определял исключительно глава государства. Это закреплено пунктом 3 статьи 80 Конституции России. Однако прежде там не было упоминания о том, что президент или кто-то другой определяет главные направления социально-экономического развития страны. После принятия поправок это станет эксклюзивной функцией Госсовета.

Пенсии и международные законы

Первые 64 статьи, то есть главы «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» остаются нетронутыми. Собственно, именно этот факт и дает возможность назвать процесс не «сменой», а «изменением» Конституции.

 Поправки начинаются с 71-й статьи, пункт «т». Ранее там лаконично сообщалось, что в ведении Российской Федерации находится «федеральная государственная служба», теперь же он будет расширен до «федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».

Тут понятно: государство получает право произвольно устанавливать ограничения для занятия любой должности. В принципе, логично: кому, как работодателю, устанавливать принципы отбора работников?

Следующей под раздачу попала 75-я статья (о валюте и налогах), получившая сразу два новых пункта — пятый и шестой. Пятый говорит о минимальном размере оплаты труда не ниже прожиточного минимума (разумно), шестой же интереснее — он о пенсионной системе, формируемой «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений». Таким образом, в Конституции закрепляется солидарный принцип: нынешние работники платят за нынешних пенсионеров; индивидуальные пенсионные счета, «капиталы», «продукты» остаются на периферии законодательства.

77-я статья, говорящая о системе управления регионами, принимает в себя третий пункт — о требованиях к губернаторам и региональным министрам; основной смысл — отсутствие любого вида на жительство за рубежом.

В 78-ю статью (распределение полномочий центра и регионов) планируется инкорпорировать пятый пункт, повторяющий то же самое про федеральных министров.

Наконец, 79-я статья, про соотношение российских и международных законов, меняет формулировку. Так называемые патриоты долго добивались этого. Теперь «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Крайне размытая формулировка (но это вообще свойственно конституциям, которые задают дух, а не букву) позволяет, однако, «при истолковании» не исполнять любые постановления, и в первую очередь, видимо, Европейского суда по правам человека. В то же время прямой формулировки о приоритете национального права над международным в Конституции так и не появится: все очень уклончиво.

Права и обязанности Президента

Следующий шаг — обильная правка IV главы, носящей  название «Президент Российской Федерации». Так, статья 81 — о выборах и требованию к кандидату — меняется полностью. Шестилетний срок сохраняется, но минимальный стаж проживания в стране поднимается с 10 лет до 25 лет, а также появляется требование об отсутствии в настоящем или прошлом гражданства или даже вида на жительство за рубежом.

Радикальным образом, очень многословно, переписана 83-я статья о полномочиях президента.  Было: «Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации», стало: «назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности». В Послании Президент подал это как расширение полномочий Думы, хотя на деле смена формулировок ничего не меняет. Зато теперь Президент может уволить премьера, ранее это было исключительным правом Госдумы.

Также Президент получает право через Совет Федерации отзывать судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях» — полное и окончательное прекращение формальной независимости судебной системы.

Парламент и правительство

Изменения внесены и в V главу, «Федеральное собрание». Если сейчас «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации», то в обозримом будущем — также «представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации». Также сенаторов лишили права иметь вид на жительство за рубежом и ограничили их минимальный возраст 30 годами. Первое из этих ограничений коснется и депутатов Госдумы, а вот возрастной ценз у них останется на уровне 21 года.

Изменения в главу 102 закрепляют власть президента над судом: ранее Совфед мог самостоятельно контролировать Конституционный суд, теперь — только по представлению Президента. Верховной власти зачем-то очень нужно самостоятельно определять, что соответствует принятой ею же Конституции, что — нет. И появляется уже прозвучавшая выше норма об отзыве судей по тому же высочайшему представлению.

Также к правам Совфеда добавили «проведение консультаций» по кандидатурам на целый ряд высоких постов.

103-я статья декларативно меняет «согласие» Госдумы на «утверждение» при выборе нового премьер-министра. Разницы по сути никакой, но звучит приятнее для Госдумы. Кроме того, Госдума теперь будет утверждать вице-премьеров и ряд министров (кроме силового блока и МИДа). Вот это уже более серьезное право, делающее лояльность Госдумы жизненно важным для правительства (но не Президента).

Изменения в статьях 107 и 108 вновь расширяют полномочия Президента. Если первое лицо государства отклоняет принятый Госдумой законопроект, сейчас достаточно набрать две трети голосов обеих палат (при совокупном подсчете), чтобы продавить вето, теперь же президент получает право «заморозить» процесс обращением в Конституционный суд, при этом все необходимые для проведения процедур сроки «ставятся на паузу».

Переходим к шестой главе, о правительстве России. Появляется возрастной ценз для членов правительства — минимум 30 лет, также вводится правило об отсутствии в настоящее время любого вида на жительство за рубежом.

В статье 112  расширяются полномочия Госдумы в ущерб Президенту: «Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой». Отметим, впрочем, что эти кандидатуры сам президент и вносит (кроме силовиков и МИДа - там вопросы решаются без парламента).

Суд, прокуратура, самоуправление

Новая редакция 119-й статьи лишит судей права иметь вид на жительство за рубежом.

Часть 1 статьи 125 дает определение Конституционного суда (ранее его не было) и сокращает число его членов с 19 до 11 человек. Часть 5.1 расширяет полномочия суда в вопросах, связанных с определением законности разного рода документов и решений, включая парламентские законопроекты, которые отказывается подписывать президент. Плюс получает «иные полномочия» с отсылкой к федеральному законодательству.

Изменения в статье 128 - разъяснительные.

Новая статья 129 вводит определение прокуратуры (ранее там была отсылка к федеральному закону). Генеральный прокурор почему-то лишается права вносить в Совфед представления по кандидатурам региональных прокуроров — при этом он по-прежнему единолично назначает «прокуроров городов, районов и приравненных к ним».

Ну и, наконец, глава «Местное самоуправление» с правкой в статье 133. Отрадно, что появилась запятая перед причастным оборотом, а в целом самоуправлению дали право на компенсацию дополнительных расходов, «возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение». Что более чем справедливо.

 

Мы голосуем «за» поправки в Конституцию

 

Темникова Татьяна Петровна, председатель Совета ветеранов

- Я считаю,что президент принял сегодня очень смелое решение передать часть своих полномочий, которые были исключительно прерогативой президента, парламенту.  Это говорит о том, что в России стабильная политическая система и президент не боится этого, а наоборот, считает, что нужно поднимать авторитет и роль парламента.

Мне близки и понятны поправки в Конституцию, особенно по патриотизму,  защите  суверенитета, это наше право  жить без войны.

-Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. «Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берёт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

 

Ножкина Татьяна Степановна, режиссер театра «Берег»

Действующую Конституцию принимали десятилетия назад, и ситуация в стране с тех пор кардинально изменилась. Тот документ  рождался в борьбе мнений, на фоне политического кризиса 1993 года, когда исполнительная и законодательная ветви власти оказались по разные стороны баррикад. Нынешние поправки предлагается обсудить на всенародном голосовании в принципиально иной обстановке.

Отрадно, что национальную культуру в России поддержат и помогут развить.

- Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством

-Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. -Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

 

 

 

 

0.0054 s - время на запросы к базе данных
22 - запросов к базе данных
0.1179 s - время на работу PHP скриптов
0.1232 s - общее время на генерацию страницы
cache - источник содержимого (база или кэш)